“Даже самая темная ночь всегда заканчивается рассветом…”

Музыкальная дорога к миру ребенка

Немецкий философ и по совместительству музыкальный критик Теодор Адорно однажды точно написал, что «не мы слушаем музыку, а она слушает нас». И действительно, зачастую именно музыка, как бы прислушиваясь к нашим переживаниям, к нашей боли, подобно гениальному целителю, избавляет нас от них, оказывая  целительное воздействие.
    Музыка – лечит, восстанавливает, успокаивает, и это было известно человечеству еще в глубокой древности
    Например, рельеф с изображением музыкантов был извлечен из гробницы Небамон в Фивах. Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца – Аполлон был одновременно богом музыки и медицины, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний. В 3 веке до нашей эры в Парфянском царстве был создан музыкально – медицинский театр, в котором зрители получали лечение музыкой, исцеляясь от многих душевных и телесных недугов. Первую лечебную книгу музыкальных рецептов составил Пифагор еще в 6 веке до нашей эры.
    Таким образом, можно говорить о том, что общение человека с музыкой отнюдь не ново.
    Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог Владимир Михайлович Бехтерев еще в начале 20 столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.
    Десять-двенадцать лет назад ученые Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода лечения музыкой. А самыми первыми пациентами, которое получали лечение музыкой, стали новорожденные. Что показали исследования?
    У детей, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, как правило, активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую картину адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.
    А может, дети так реагируют на любой звуковой раздражитель – тиканье будильника, разговор? Спросите вы. Может быть, гармония и мелодия тут ни при чем?
    Исследователи включали младенцам метроном, который отбивал медленный ритм в темпе спокойной музыки. Внешне новорожденные вели себя неплохо: успокаивались, засыпали. Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. Это, между прочим, доказательство того, что рок- музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом вредна маленьким детям. Также как и прослушивание музыки через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму. Нейропсихологи и физиологи  не рекомендуют детям до 12 лет слушать музыку через наушники.
  Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с лечебными процедурами продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по-разному относились к такому совету, кто-то давал своему ребенку прослушивать музыку, кто-то нет… Но когда через год все эти дети прошли обследование выяснились интересные вещи. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную силу музыки. Так появилась  в нашей стране достоверная статистика.
    Музыка – источник особой детской радости. Детям нравится слушать музыку. С помощью музыкального ритма можно оказывать психофизиологическое воздействие: установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения, снять мышечное и эмоциональное напряжение. Но музыка может  пробудить и внутренние творческие ресурсы малышей, развивая фантазию и воображение с помощью музыкальных метафор и сказочных образов.Дети очень любят творить (рисовать, лепить) под музыку.
Сегодня хочу познакомить вас с Музыкальными Аптечками для детей и взрослых. Пусть музыка в вашей жизни поможет обрести внутренний комфорт и эмоциональное благополучие!
МУЗЫКАЛЬНАЯ АПТЕЧКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Для улучшения настроения, снятия нервного напряжения, чувства тревоги и достижения комфорта можем вам  порекомендовать следующие музыкальные произведения:
1. Для снятия психофизиологических  симптомов: Л. Бетховен «Фиделио», В. Моцарт «Дон Жуан», Ф. Лист «Венгерская рапсодия № 1», А. Ха¬чатурян Сюита «Маскарад» (уменьшают головную боль, связанную с внутренним напряжением); Л. Бетховен 5-я симфония (улучшает работу сердца); П. И. Чайковский «Лебединое озеро», Ф. Шопен «Ноктюрн ре минор» (снижают кровяное давление); кроме этого, классическая музыка помогает роженицам; а народные песни являются наилучшим средством успокоения больных перед операциями;
2. Для уменьшения раздражительности: И. С. Бах «Кантата № 2», «Итальянский концерт», Л. Бетховен «Лунная соната», С. Прокофьев «Соната ре», Л. Франк «Симфония ре минор»;
3. Для повышения уверенности в себе, в своих силах: Ф. Шопен «Мазурка и прелюдии», И. Штраус «Вальсы», М. Рубинштейн «Мелодия»;
для достижения состояния гармонии: Л. Бетховен 6-я симфония Т2-я часть), И. Брамс «Колыбельная», Ф. Штраус «Аве Мария», К. Дебюсси «Лунный свет»;
4. Для снятия чувства неприятия, связанного с настороженным отношением к другим людям:
И. С. Бах «Концерт ре минор для скрипки», «Кантата № 21», Б. Барток «Соната для фортепиано», «Квартет № 5»;
5. Для переосмысления приоритетов деятельности, жизненных ценностей и принципов:
Ф. Шопен «Прелюдия ми минор» (Up. 28), «Этюд № 12» («Революционный»), П. И. Чайковский «Октябрь» (из цикла «Времена года»);
6. Для подъема общего жизненного тонуса, повышения активности, улучшения самочувствия, поднятия настроения: И. С. Бах «Прелюдия и фуга ми минор», Л. Бетховен Увертюра «Эгмонт», Ф. Лист «Венгерская рапсодия».   
МУЗЫКАЛЬНАЯ АПТЕЧКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
 Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии»  Рубинштейна.
   Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.       
   Для общего успокоения – «Симфония № 6» Бетховена (часть 2), «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.
   Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением – «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия № 1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.
   Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности, настроения – «Шестая симфония» Чайковского (3 часть), «Увертюра Эдмонд» Бетховена.
   Для уменьшения агрессивности – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
   Для снятия напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре–минор для скрипки» Баха.
   Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.
   Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания – вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» («Времена года») Чайковского, «Весна» («Времена года») Вивальди, маршевые мелодии.       

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



(обязательно)